Дорога к храму - Виктор Мороз

Беседы с Ричардом Коннером: что такое смирение? какая связь между психологией и религией?

Беседы с Ричардом Коннером

  Светлана: Ричард Коннер – человек ищущий. Как говорит он сам, в жизни перепробовал абсолютно все. И только тогда, когда начал помогать людям, нашел смысл в жизни. Ричард предпочитает думать, что человек действительно влияет на происходящее вокруг своими действиями. «Я не имею в виду, что человек может спасти мир. Это не в его силах. Но человек может предотвратить войну в себе и помочь это сделать другим».

    О психологии и религии

  Светлана: Ричард, психология изучает подсознание человека и стремится понять, как человеку обрести удовлетворение от жизни, счастье и любовь. Религия дает человеку знания и законы как жить с пользой для себя и других в гармонии с природой. На Ваш взгляд, психология и религия – это понятия, которые похожи в чём-то?

 Ричард: Психология – это очень широкая область, где есть разные подходы и способы. Есть психология как наука человеческого поведения. Есть психология как стремление помочь людям. Мне кажется, между психологией и религией есть нечто общее. Особенно если смотреть на то, чем занимается священник и психолог. Они оба помогают людям. То, что я понимаю под термином «подсознание», верующий человек понимает под термином «Бог». Если я говорю, что мое подсознание (хотя я смутно представляю что это такое) всегда стремится помочь и защитить меня, то верующий человек, вероятно, скажет, что Бог всегда помогает и защищает. В любом случае это очень мощная сила, на которую я могу полагаться. Например, если я музыкант и играю на музыкальном инструменте, то в какой-то момент у меня может сложиться впечатление, что музыка течет через меня, как будто не я играю, а сам являюсь инструментом и какая-то высшая сила играет при помощи меня. Верующий человек, наверно, объяснил бы это явление иначе, что это Бог позволяет играть ему. Я не думаю, что подсознание и Бог синонимы, но в то же время эти понятия имеют что-то общее. Общее в том, что это не я, это что-то шире или выше. Я не могу осознать эту высшую силу, но все-таки получаю информацию от нее. Это очень важно на кого-то полагаться. Иначе этот мир очень сложен и ты чувствуешь себя одиноким. Я часто говорю: «Я доверяю своей интуиции». То есть логически не понимаю как действовать, но интуиция мне подсказывает и я действую именно так. А верующий человек, наверное, сказал бы, что это Бог говорит внутри меня как поступить. Лично я не верующий человек и не атеист. Я ищущий человек. У меня совершенно открытый ум. Я ученый конечно. Поэтому без доказательств не могу допустить какое-либо явление. Но при этом не отрицаю его, если не видел. Если не видел, значит, пока не видел. Думаю, что религия и наука (не говорю психология, потому что наука это нечто большее, чем психология) дополняют друг друга. Они не отрицают и не противоречат друг другу. Я не вижу противоречия, по крайней мере. Но, в то же время, чем занимается наука, тем религия не занимается. И чем религия занимается, тем не занимается наука. Есть одна замечательная метафора-притча, которую написал Грегори Бейтсон, выдающийся биолог ХХ века:

  «В одной стране жила прекрасная молодая особа, которая любила спать на заброшенных железнодорожных путях.

В той же стране жил грубый инженер-картограф, который все время колесил на поездах по железным дорогам. В глубине души он был исследователь и потому особенно интересовался теми ветками, где с незапамятных времен не проходил ни один поезд. А именно на этих ветках и любила прикорнуть наша прекрасная молодая особа.

Поэтому ее сон снова и снова прерывался, и ей приходилось вскакивать и уступать дорогу этой мощной чадящей машине, грохотавшей по тому самому месту, где она только что так сладко спала.

И каждый раз дело кончалось скандалом. Он утверждал, что она старомодна, примитивна и полна предрассудков. Она в ответ выпаливала оскорбления, совсем не подобающие такой красивой молодой особе. Она  заявляла, что он вообще не человек, а какое-то недоразвитое существо, что он просто мальчишка, не знающий ничего, кроме своих глупых шумных игрушек.

Так все это и продолжалось почти две тысячи лет. Она постоянно выискивала все новые неизученные участки железнодорожной сети, и именно на эти ветки постоянно вторгался на своих ужасных машинах грубый картограф.

Он утверждал, что имеет право — что это даже его долг — составлять карту железных дорог, что вся эта система, особенно ее неизученные части, находится в его полном распоряжении. По его словам, железнодорожная сеть представляла собой единую, в высшей степени логичную причинно-следственную систему.

Она заявляла, что железные дороги придуманы для отдыха и душевного успокоения, и что ей нет дела до его бредней о причинности и логике.

Он наносил на карту мельчайшие подробности железных дорог, по которым проезжал на своих поездах. А она находила в этой системе все новые неизученные части.

Однажды инженер случайно оставил одну из своих карт на обочине железной дороги, и ее нашла прекрасная молодая особа. Осторожно, самыми кончиками пальцев, она подняла ее.  Она обращалась с ней так, как будто ее оставил сам дьявол.

Она развернула карту из одного только любопытства. На самом деле, ей даже не хотелось видеть, что там изображено, поэтому она не вглядывалась в детали. И вот так, глядя на нее издали сквозь полуприкрытые веки, она с изумлением обнаружила, что эта карта красива.

При следующей стычке с инженером она выпалила: «Вы даже не знаете, как красивы ваши собственные карты».

Картограф очень удивился. Это его не интересует, сказал он резко.

А она подумала: «Значит есть что-то такое, что его не интересует. И это что-то — мое».

«Навсегда», добавила она.

Расставшись друг с другом, каждый из них задумался об этом разговоре. Картографу пришлось признать, что он и в самом деле не может судить о красоте своих карт и, следовательно, железных дорог. А она радовалась тому, что было известно только ей — что он никогда не вторгнется в самое дорогое для нее — в изящество и симметрию всей системы в целом. Не в детали, а в основания.

При следующей встрече он спросил, по-прежнему ли ее занимает так называемая красота его карт. И когда она с вызовом подтвердила это, он вдруг заявил, что хочет ей что-то показать.

Он признался, что однажды, когда она спала на рельсах, он осторожно подошел к ней и подробно зарисовал ее фигуру. Этот рисунок он и хотел показать ей.

Он развернул и положил перед ней карту железных дорог и свой рисунок. По его словам, в «научном отношении» интересен тот факт, что между картой и рисунком имеется много общих «формальных» признаков. Он особенно старался обратить ее внимание на это странное сходство.

Но ее это совершенно не интересовало. Она сказала, что это она и так знала. Но при этом она отвела взгляд в сторону и улыбнулась».

  Ричард: Мне очень нравится эта метафора, которая показывает, что есть две стороны жизни. И даже если ты не верующий человек, это не значит, что духовного мира нет. Религия – это ритуал, символ, это то, что наука не может понять. Если человек думает только про науку или только про религию, то он многое теряет. Важно учитывать и то и другое. Наука нам позволяет открывать, изучать делать осознанным мир духовный. В свою очередь, религия – это тот духовный мир, без которого нам нечего будет познавать… Именно поэтому наиболее интересно рассуждать над тем, как религия и наука дополняют и поддерживают друг друга, а не искать противоречия между ними.  

 О смирении

  Светлана: Путь познания человека, Духовный путь начинается со смирения. Удивительно, но в Интернете трудно найти какое-либо объяснение этому состоянию и тому, как распознать смирение в себе. Вероятно, когда человек испытывает это чувство, он сразу понимает что это смирение. Но вот как описать его словами, объяснить…Нам интересно как Вы понимаете смирение?

  Ричард: Смирение можно понимать как состояние, в котором каждый человек должен осознать, что не является центром Вселенной. Если он думает, что он самый важный человек и все время на уме у него «Я, я, я…», то это будет признаком гордыни. Но если человек понимает, что он член общества, член организации, член семьи и осознает их чем-то высшим, чем он, то это и будет смирением. То есть он не думает о себе как о более важном существе, чем семья, к примеру, или Бог. Не гордится. Но, в то же время, человек должен все-таки иметь адекватную самооценку. Но это не гордыня.

  Светлана: Как различить гордость и гордыню?

  Ричард: Если человек видит достоинство других людей, то будет справедливым, если он будет видеть и свои достоинства тоже. То есть я наравне с другими. А если человек считает, что его достоинства важнее остальных, то это уже гордыня. Это опять «Я, я, я…». Если человек не чувствует свое достоинство и видит их только в других людях – это тоже беда, это низкая самооценка, которая очень сильно мешает в жизни.

 

Светлана: Ричард, если рассмотреть, например, такую жизненную ситуацию: в семье муж – алкоголик. Какое поведение жены будет являться смирением?

 

Ричард: Психолог бы сказал, что человек не может быть алкоголиком, если его партнер не согласится поддерживать его в этом. Например, человек не может быть садистом, если кто-то не соглашается быть мазохистом. Или человек не может быть лидером, если кто-то не соглашается быть в его подчинении. Поэтому жена тоже участвует и является членом этой системы. Она влияет своим поведением на ситуацию, хотя и не специально. Мы не можем не влиять. Адаптация к системе или приспособление это вовсе не одностороннее движение. Не только я приспосабливаюсь к миру, но и мир приспосабливаю к себе. Поэтому вопрос состоит в том, как мы можем влиять наиболее полезно и справедливо в отношении партнера. Если жена соглашается с тем, что ее муж пьет, значит, подкрепляет его такое поведение. Хотя она, возможно, проявляет таким образом любовь к нему. Она соглашается с тем, что он напился в очередной раз, моет его, укладывает спать, утром звонит начальнику мужа и говорит, что тот не выйдет на работу и т.д. Жена таким поведением, с одной стороны, помогает своему супругу, но, с другой стороны, способствует тому, что он будет напиваться и дальше. В этом случае не может быть никаких обвинений, потому что супруги вместе играю в одну игру. А можно свою любовь проявить по-другому, на другом уровне, и оставить своего напившегося супруга до утра таким, какой он пришел. Тогда последствия для него станут невыносимыми. Как согласиться на другое поведение? Как осознать другой уровень любви? Для начала нужно понять, что это ради него же, а не ради себя. Ради себя жена бы укладывала его спать, потому что ей это приятно. И очень трудно не вмешиваться в ситуацию таким образом. Но как только она поймет, что это ради него, то это возможно. Наверное, это и есть смирение. Потому что если я помогаю в кавычках (помыл его, уложил спать), мне это приятно. Это я хочу. Если я его оставил, то это очень тяжело, мой любимый человек пьяный, грязный… Но это более благородный поступок. 

  Ричард: Вообще, многое зависит от того, как человек воспринимает эту жизнь. Каждый должен делать так, как он считает правильным. Например, мне чтобы понять какой выбор сделать, важен результат. Например, в предыдущей ситуации, если я помогаю своему супругу, а он пьет и пьет, то этот результат мне не нравится. Если я помогаю ему по-другому (оставляю его пьяным) и он перестает пить, то этот результат мне нравится больше. Поэтому если мы судим по результату, иногда легче понять как поступить. Я не философ, а прагматический человек, для которого очень важен результат.

                                                                                 

                              Беседа состоялась 7 января 2008 года.

АСТРОЛОГ ПРАТИК МИШРАПУРИ

КОНСУЛЬТАЦИИ АСТРОЛОГА ПРАТИКА МИШРАПУРИ в Красноярске! КОНСУЛЬТАЦИИ АСТРОЛОГА ПРАТИКА МИШРАПУРИ! Астролог в 30 поколении из Ришикеша. Его сайт chiefastrologer.com. Имеет научную степень доктора по ведической астрологии и йоге. Дорогие друзья! Рада… Подробнее

Библиотека

Свами Муктананда «Игра Сознания». (1.2Mb)
ДРИК ДРИШЬЯ ВИВЕКА (175.5Kb)
ВИВЕКА ЧУДАМАНИ (192.5Kb)
БЕЗ СУДЬБЫ (564.67Kb)
РАДИКАЛЬНОЕ ПРОЩЕНИЕ (2.82Mb)
КУНДАЛИНИ. КНИГА СВАМИ МУКТАНАНДЫ. (920.27Kb)
БЕСЦЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. (1.35Mb)
Трипура Рахасья. Авадхута Даттатрея. (761.81Kb)
Карма. Свами Вишнудевананда Гири Джи. (559.74Kb)
Свами Венкатесананда «Йога Васиштха» (doc) (3.75Mb)
Собрание лучших произведений Рамана Махарши (2.38Mb)
Рамана Махарши. Будь тем кто ты есть. (2.63Mb)
ЦЕЗАРЬ ТЕРУЭЛЬ. СЛОВА ИЗ ТИШИНЫ. (416.5Kb)
Обязанности мужчины (250.44Kb)
Телегония (pdf) (187.45Kb)
Опыт исцелений целителя Виктора Мороза (329Kb)
Духовность против интеллекта. Стив Павлина. (94.5Kb)
Мотивация для Умных Людей. Стив Павлина. (38Kb)
Причины болезней (1.01Mb)
OM namah shivaya mp3 (4.18Mb)
Четыре благородные истины (37.5Kb)
Мантра Ом Намо Багавате mp3 (6.59Mb)
Виктор Сергеевич Бойко. Йога-искусство коммуникации. (1.28Mb)
Харе Кришна Мантра mp3 (3.85Mb)
Таблица сочетаемости продуктов (38Kb)
ГОРЫ СУНДУКИ (648.5Kb)
книга ЖИЗНЬ В ГИМАЛАЯХ (1.33Mb)
История Кумбха-Мелу! История о пахтании океана-глубинный смысл (60Kb)
Свами Сатчитананда Ганапати (3.04Mb)
Величие сатурна. Роберт Свобода. (3.03Mb)

Навигация

События:   Гималайская йога | Самадхи и Медитация | Базовые техники гималайской йоги | Тренинги ближайшие | Лекции Пайлота Баба Джи | Расписание по йоге | Виза в Индию

Ведущие:   Тренеры | Школы и центры

Проект:   Новости | Публикации | Интервью | Библиотека | Фотоальбом | Полезные упражнения | О проекте | Как разместить информацию | Добавить информацию