Дорога к храму - Виктор Мороз

Можно ли жить без чувств?

Для человека не практикующего слово «пратьяхара» не будет значить буквально ничего, более того, подробнее узнав о его смысле, посторонний читатель спросит «зачем тогда вообще жить»?
Но что есть пратьяхара и для чего необходимо почтительно обучиться ей тому, кто хочет достичь просветления в этой жизни?
Во-первых, Пратьяхара – это одна из восьми ступеней классической йоги (яма-нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самахи). Во-вторых, «Пратьяхара - это препятствование блужданию чувств по их объектам посредством усилия воли».
Поэтично говорится о Пратьяхаре в «Тирумандираме»:
«Шаг за шагом практикуй отвлечение Ума
И смотри вовнутрь;
Одно за другим, много хорошего ты видишь внутри.
И да сможешь затем ты встретить Владыку
Сейчас и здесь, внизу.
Того, кого древняя Веда всё ещё ищет
Повсюду».

Пайлот Баба говорит о Пратьяхаре просто: «Это осознанность чувств и превосхождение над ними. Что такое жизнь и как она идет? Сделаем ли мы ее прекрасной или уничтожим себя, зависит только от нас и от наших мыслей и действий. Чтобы осознать это гималайские йоги и ученики из различных стран практикуют асаны, пранаямы, читают святые писания.

За пределами Индии, и я не раз в этом убеждался, путешествуя с семинарами по миру, что большинство людей в Европе интересуются асанами. В Гималаях их не очень любят, так как считают, что это простая трата времени. Здесь мы делаем крии и пранаямы и практикуем Пратьяхару.

С помощью пранаямы вы сможете быстро очиститься от грязи и, если не стать просветленными, то уж точно иметь лучшую жизнь. Если внутри вас совершенство, то снаружи естественным образом приходит все. Поэтому я всегда рекомендую уделять асанам всего несколько минут и то для того, чтобы разогреть тело, а уж затем начинать практиковать крии, пратьяхару, дхьяну. Практика пратьяхары – одна из важнейших практик гималайских йогов».
В книге «7 чакр – 7 ступеней к реализации»    Пайлот Баба говорит о Пратьяхаре следующее: «Пратьяхара буквально означает «отвлечение чувств от внешних объектов (внешнего мира) на внутренние («внутрь себя»). Пратьяхара способствует внутренней концентрации, которая и есть отречение от внешнего мира.
Оригинально свойства Пратьяхары описывают славяне, например, Владимир Антонов в книге «Экология человека» говорит: «Слово “пратьяхара” означает “удаление индрии с объектов материального мира”. Пратьяхара — это ступень, на которой адепт учится управлять “щупальцами” сознания, называемыми на санскрите “индриями”. Это открывает возможность к освоению видения в тонких и тончайших слоях многомерного пространства, учит выходить в них из своей материальной оболочки, “обживать” их, приучая себя к их тонкости, нежности и чистоте. Ведь что такое “контроль над чувствами” (так европейцы переводят термин “пратьяхара”)? Для обывателя слово “чувства” происходит от “расчувствоваться”, т.е. “расплакаться”. В обиходном языке это слово также употребляется вместо слов “ощущения” (чувство холода, голода, великой значимости происходящего и т.д.) и “эмоции” (чувство страха, чувство радости). Для учёного же человека “чувства” — это функции органов чувств — зрения, обоняния и проч. Но и это — ещё не все индрии. Потому, что к индриям относится ещё и ум. Также очень существенно, что образ “щупалец”, заключенный в слове “индрии”, уже сам по себе даёт глубокое понимание действия ума и сознания и управления ими».

Но самое удивительное описание о Пратьяхаре и чистоте ума, дается в книге «Шри Саи Сатчаритра». Саи Баба из Ширди, говорит своему ученику, который посмотрел на красивую женщину и испугался этого:

«Никогда не следует препятствовать естественным наклонностям человека. Так как в следовании им нет беды. Брахмадев сотворил эту вселенную, и если мы не будем ценить его творения, то окажется, что все Его изобретательность и искусность потрачены впустую. Постепенно, со временем, все встанет на свои места. Если ты стоишь перед дверью, распахнутой настежь, то зачем ломиться в закрытую дверь? Если ум чист, никаких затруднений не предвидится. Если тебя не осаждают дурные мысли, чего бояться?».

Далее в книге говорится о Пратьяхаре совершенно простыми словами: «Так как ум по своей природе неустойчив, не следует давать ему волю. Чувства могут следовать за своими объектами, но тело должно быть под контролем. Мы не должны подчиняться чувствам и испытывать вожделение к объектам чувств. Постоянно и постепенно воспитывая себя, мы справимся с беспокойством ума. Чувства не поддаются полному контролю, но в то же время нельзя допускать, чтобы они захлеснули нас. Нам следует обуздывать их, правильным и надлежащим образом, в зависимости от обстоятельств. Красота – объект зрения, мы должны спокойно созерцать красоту окружающего. Здесь нечего бояться или стыдиться. Следует лишь оберегать ум от дурных мыслей. Чистым умом созерцайте творения Господа. Тогда будет легко и просто контролировать чувства, и, даже наслаждаясь объектами чувств, вы будете помнить Бога. Если не контролировать органы чувств и позволять уму устремляться к их объектам и привязываться к ним, вы не выберетесь из круговорота рождений и смертей.

Даже малейшее желание чувственных наслаждений разрушает духовную радость. Откажитесь от этого желания – только тогда вы достигните освобождения. Откажитесь от этого желания – и на вас снизойдет Вишнупад (или Шактипад – состояние единения с Богом) – наше истинное состояние откуда нет возврата».

Но как нам, людям живущим в страстях и привязанностях, избавиться от привычных нам эмоций и реакций на окружающую нас действительность? Как нам отказаться от чувственных наслаждений, привычных нам и являющихся своего рода допингом? Как нам не вожделеть тот или иной объект, тем более, что мы обладаем органами чувств с рождения? А ведь все эти чувства приводят к страданиям…

Пайлот Баба говорит просто: «Наиболее эффективный способ достижения Пратьяхары (втягивание внутрь органов чувств) — через пранаяму, когда ум перестает бегать туда и сюда. Так мы делаем ощутимый шаг к свободе, освободив свой ум от беспокойства органами чувств. Далее с легкостью можно освоить Дхарану и Дхьяну».

Кроме того, прежде, чем начать практиковать Пратьяхару следует хорошенько освоить первые четыре ступени йоги.  

Как говорят: «Освоение правил ямы и ниямы приводит сознание к гармоничному природному состоянию, не подверженному страданиям и страстям. Овладение асаной необходимо для того, чтобы болезненные ощущения в теле не отвлекали сознание от концентрации. Владение же пранаямой не только приводит к управлению дыханием и тонкими энергиями, но и является подготовительным к освоению Пратьяхары. Дело в том, что наблюдение за дыханием ведёт к успокоению мышления, а так же сердечной деятельности. Успокоение сердца способствует успокоению работы рецепторов наших чувств (осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения). А это, в свою очередь, приводит к отвлечению сознания от органов чувств, что как раз и необходимо в Пратьяхаре. Иначе говоря, пранаяма пассивно подводит к успокоению мышления, что ведёт к «исчезновению окутывающей свет знания ширмы и способности концентрации принципа мышления».

В общем, работайте и просветление себя не заставит долго ждать!

Ом!

Автор Сати Гири Мата Джи.

АСТРОЛОГ ПРАТИК МИШРАПУРИ

КОНСУЛЬТАЦИИ АСТРОЛОГА ПРАТИКА МИШРАПУРИ в Красноярске! КОНСУЛЬТАЦИИ АСТРОЛОГА ПРАТИКА МИШРАПУРИ! Астролог в 30 поколении из Ришикеша. Его сайт chiefastrologer.com. Имеет научную степень доктора по ведической астрологии и йоге. Дорогие друзья! Рада… Подробнее

Библиотека

Свами Муктананда «Игра Сознания». (1.2Mb)
ДРИК ДРИШЬЯ ВИВЕКА (175.5Kb)
ВИВЕКА ЧУДАМАНИ (192.5Kb)
БЕЗ СУДЬБЫ (564.67Kb)
РАДИКАЛЬНОЕ ПРОЩЕНИЕ (2.82Mb)
КУНДАЛИНИ. КНИГА СВАМИ МУКТАНАНДЫ. (920.27Kb)
БЕСЦЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. (1.35Mb)
Трипура Рахасья. Авадхута Даттатрея. (761.81Kb)
Карма. Свами Вишнудевананда Гири Джи. (559.74Kb)
Свами Венкатесананда «Йога Васиштха» (doc) (3.75Mb)
Собрание лучших произведений Рамана Махарши (2.38Mb)
Рамана Махарши. Будь тем кто ты есть. (2.63Mb)
ЦЕЗАРЬ ТЕРУЭЛЬ. СЛОВА ИЗ ТИШИНЫ. (416.5Kb)
Обязанности мужчины (250.44Kb)
Телегония (pdf) (187.45Kb)
Опыт исцелений целителя Виктора Мороза (329Kb)
Духовность против интеллекта. Стив Павлина. (94.5Kb)
Мотивация для Умных Людей. Стив Павлина. (38Kb)
Причины болезней (1.01Mb)
OM namah shivaya mp3 (4.18Mb)
Четыре благородные истины (37.5Kb)
Мантра Ом Намо Багавате mp3 (6.59Mb)
Виктор Сергеевич Бойко. Йога-искусство коммуникации. (1.28Mb)
Харе Кришна Мантра mp3 (3.85Mb)
Таблица сочетаемости продуктов (38Kb)
ГОРЫ СУНДУКИ (648.5Kb)
книга ЖИЗНЬ В ГИМАЛАЯХ (1.33Mb)
История Кумбха-Мелу! История о пахтании океана-глубинный смысл (60Kb)
Свами Сатчитананда Ганапати (3.04Mb)
Величие сатурна. Роберт Свобода. (3.03Mb)

Навигация

События:   Гималайская йога | Самадхи и Медитация | Базовые техники гималайской йоги | Тренинги ближайшие | Лекции Пайлота Баба Джи | Расписание по йоге | Виза в Индию

Ведущие:   Тренеры | Школы и центры

Проект:   Новости | Публикации | Интервью | Библиотека | Фотоальбом | Полезные упражнения | О проекте | Как разместить информацию | Добавить информацию