Дорога к храму - Виктор Мороз

Я ЕСТЬ. ЧТО ЕСТЬ Я? by Владлена Калашникова (Канта Мата Джи)

ТЕОРИЯ

Часть первая.  Про практику асан.

Улица, фонарь, аптека… То есть зал, липкий коврик, голые ступни… и смутные воспоминания о том, что внимание должно быть сосредоточено внутри тела. Что же на деле? Взгляд оценивает обстановку, составляя «рейтинг крутости», память неуклонно возвращает к мысли о вкусной вегетарианской котлете дома в холодильнике. А как вирабхадрасана? Так ведь еще год назад стало ясно: это нога - сюда, вторая – туда, руки красиво вверх и пыхтим себе. По привычке. Не задумываясь, не отслеживая – присутствуя в форме, но полностью отсутствуя по содержанию. Давайте прямо здесь нажмем на паузу и подумаем – для чего, собственно, мы вирабхадрасану делаем? Если наша цель – подтянуть фигуру, дальше можно не углубляться. Если же в голове вертятся соображения «о смысле бытия», давайте признаемся себе в том, что потеть на коврике в остервенелых попытках запрыгнуть в эка пада бакасану – не более чем развлечение, к тому же, как показывает практика, весьма опасное для духовного роста. Как говорится, хуже гибкость – меньше эго J. Да и вообще в том, чтобы качественно отстроить Тадасану и сохранить внимание на всех мелких нюансах позы в течение 30 секунд, на порядок больше йоги, чем в той же бакасане, сделанной ради того, что «красиво смотрится». Давайте признаемся – мы со своей советской закалкой «догоним и перегоним!», желанием не отстать от коллектива и (чего греха таить!) стремлением выглядеть круто, далековато ушли от понимания, что такое асана и зачем она выполняется.  Итак, приглушая голос эго и игнорируя блеск «красивых» поз, давайте вспомним, что для йогина тело само по себе не имеет особой ценности, тело – важный инструмент для достижения самореализации. А практика асан служит для того, чтобы

сделать тело здоровым, сильным, выносливым

болезни являются существенным препятствием в достижении любой цели, духовной в том числе; «трудно думать о Боге с гвоздем в сапоге» J

подготовить тело к долгому сидению в медитации

подойдет любая сидячая поза - сукхасана, ардха падмасана, падмасана; в идеале, усадив тело в медитативную позу, мы «забываем» о нем, сосредотачиваясь на  пранаяме, техниках концентрации и т.п.; однако опыт показывает, что без специальной подготовки большинство практикующих вскоре начинают ощущать боль в спине, суставах и все это отвлекает от более продвинутых задач, хотя и развивает силу воли J. Регулярно практикуя асаны на раскрытие тазобедренных суставов, мы постепенно удлиняем промежуток комфортного сидения, создавая базу для сосредоточения на более тонких процессах

ü    с самых первых шагов развивать осознанность

поставив перед собой цель непрерывно наблюдать свои ощущения в асане, мы получаем мощного союзника – физические ощущения, зачастую настолько яркие, что проигнорировать их не представляется возможным J; осознав присутствие этих ощущений, следующий этап – перейти в состояние наблюдателя, разделив восприятие на два канала. Первый – тело, Деятель, выполняющий физические упражнения и переживающий определенные ощущения; второй  канал – Видящий (Наблюдатель), бесстрастно отслеживающий происходящее. Наблюдатель созерцает работу Деятеля нейтрально, не окрашивая происходящее двойственностями порядка приятно –  неприятно, нравится – не нравится*

Осознанность в асане состоит в понимании того, что

Я не есть Деятель

мое тело выполняет асаны, но Я не есть мое тело

тело – мой инструмент, за которым Я наблюдаю

Я есть Видящий (Наблюдатель)

И пусть для начала это знание будет чисто теоретическим, наша цель в процессе практики пережить его на опыте.

* при этом речь не идет об игнорировании патологической боли, свидетельствующей о возможной травме; наоборот, непрерывное самонаблюдение ведет к повышению безопасности практики, так как, присутствуя здесь и сейчас, мы объективно оцениваем ситуацию и оперативно на нее реагируем

 Часть вторая.  «Я мыслю, следовательно я существую» … ?

Подготовив тело и, хотя бы теоретически разорвав ложную самоидентификацию с ним, мы идем дальше. Надо признать, что при нынешнем объеме информации тезис о том, что мы являемся чем-то большим, чем тело, встречается довольно часто. Что же кроме тела составляет наше я? Знаменитая максима «Я мыслю, следовательно, я существую» весьма ярко демонстрирует, какую важность представляет для нас способность думать, то есть ум. В социуме ум – мерило состоятельности индивидуума начиная со школьной парты, продолжая тестами на коэффициент интеллекта при приеме на работу и так до бесконечности.  Что, как и о чем мы думаем, формирует нашу личность, отражаясь на профессиональных успехах, общении с окружающими, увлечениях. В нашей каждодневной жизни мы свято уверены в том, что умение как-то определенно мыслить, высказывать идеи и отстаивать свое (непременно ценное J) мнение тождественно нашей личности.

Любопытно, что йога вкладывает в термин «ум» нечто иное. Она представляет его интегрированной частью сознания, состоящего из совокупности ума, эго и интеллекта.

Ум воспринимает, анализирует и структурирует информацию, полученную от органов чувств, а также управляет органами действия. В его повседневные задачи входит, например, выполнение рабочих обязанностей и вообще любая активность. Неотъемлемой частью ума является память, с которой он консультируется практически по каждому действию: помню, что если выпью кипяток, то обожгусь, поэтому подожду несколько минут, пока чай остынет; в это время на той дороге пробки, чтобы не опоздать,  поеду по другой, и так далее. Непрерывный поток мыслей в голове, частенько утомляющий нас самих – результат работы именно этой части сознания.

Эго (малое или ложное я) -  та часть сознания, которая создает ощущение индивидуальности. Я есть Маша или Петя, врач, инженер, мама, папа, брат, сестра, поклонник баскетбола, заядлая дачница и т.п. Иными словами, все внешние проявления, отличающие нас от окружающих: цвет глаз, волос, имя, особенности характера. По мере взросления человек, как правило, испытывает потребность увеличить свою значимость, вследствие этого многие вещи и даже люди маркируются как «мои» - моя машина, мой дом, моя должность, моя жена, мой авторитет.  Эго, ложное «я», обрастает совокупностью «моего», зачастую неприлично разрастаясь и одновременно становясь уязвимым: теряя «мое», мы ощущаем, что кто-то беспардонно крадет часть «я», и впадаем в панику.

Интеллект – часть сознания, способная к объективному суждению. Интеллект в состоянии отстранится от предвзятых оценок эго (медитация не получается, потому что не тот цикл луны ;-)) и привязанностей ума (помнится, смотреть телевизор гораздо приятнее, чем потеть на коврике) и принять решение, нацеленное на получение благих плодов в будущем (хорошее самочувствие от регулярной практики асан, глубокий духовный опыт благодаря длительным медитациям), а не на сиюминутное удовольствие.

Вся эта сложная совокупность во многом определяет личность, создавая мотивации и побуждая к тем или иным действиям.  Однако действительно ли это наша сущность, то самое Я?

 Великий мудрец Патанджали в своих «Йога Сутрах» говорит:

Йога читта вритти ниродхах (Йога – это уничтожение движений в сознании),

Тада драштух сварупе авастханам (тогда Видящий пребывает в своем истинном блеске)

Фактически это означает, что для того, чтобы познать, что же есть Я, необходимо пребывать в состоянии полного отсутствия потока мыслей, отсутствия чувства собственной индивидуальности. И то, и другое чрезвычайно сложно представить даже теоретически. Что же останется, если это отбросить? Похоже на самоубийство! Однако говорится, что именно в том случае, когда все, что составляет нашего иллюзорное, «мирское» я, молчит, мы, наконец, встречаем истинное Я, то есть достигаем самореализации.

Увидеть что-либо можно только наблюдая это со стороны. Подобно тому, как мы наблюдаем за своим телом, мысленно отстраняясь от него, мы учимся отслеживать работу своего сознания, сохраняя два канала восприятия – Думающий (Ум) и Видящий (Наблюдатель):

Мой ум выполняет процесс «думания»

Я не есть мой Ум

Ум – мой инструмент, за которым Я наблюдаю

Я есть Видящий (Наблюдатель)

 Часть третья. «Я есть. Что есть я?» размышления начинающего йогина

Итак, я не есть мое тело, я есть некто, наблюдающий за телом, я не есть мой ум, я – некто, наблюдающий за умом. Что же есть Я? Я есть Душа, часть Божественной сущности, проявленной в каждом живом существе. С точки зрения йоги наше физическое тело и сознание являются инструментами Души для ее проявления в материальном мире. Существуя в физическом мире, мы увлекаемся его иллюзиями и, «грубея», теряем связь со своей сутью. Для возвращения к ней нам необходимо пройти путь обратно, шаг за шагом разотождествляя себя с составляющими иллюзорного я.

ПРАКТИКА:

МЕДИТАЦИЯ

a.     Мысленное обращение к Богу, своим учителям, святым с просьбой поддержать в духовной практике; оно может быть в любой форме, например, такой:

Я приветствую Бога, приветствую своего Учителя, всех святых и духовных учителей прошлого и настоящего, всех реализованных йогинов в астральных и физических телах; приветствую солнце, луну, 5 великих элементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля); приветствую своих родителей - отца и мать; приветствую самого себя, свои истинное Я; прошу вашей поддержки и благословения познать свое истинное Я, свою Душу.

b.    Выполнение крий – действий, помогающих настроить ум на медитацию; если техники пранаямы (нади шодхана, бхастрика) вам не знакомы, замените их на чтение мантры (Гуру мантры, если она у вас есть) или просто пропустите

i.     Чакра виньяса – медленное плавное вращение головой в одну и в другую сторону по 9 кругов

 ii.     Нади Шодхана – дыхание с чередованием ноздрей

 iii.     Бхастрика – дыхание кузнечных мехов

 iv.     Мантра ОМ, 5 раз

c.    Переходим  к медитации, мысленно проговаривая:

Я ощущаю свое тело, тело сидит в неподвижности, но Я не есть это тело, Я наблюдаю за тем, как оно сидит, Я не есть ощущения этого тела, Я наблюдаю эти ощущения;

Я осознаю поток мыслей в своем уме, но Я не есть эти мысли, Я - тот, кто наблюдает за мыслями;

Я не тот, кто сейчас сидит и ощущает, Я не тот, кто сейчас думает, Я есть тот, кто наблюдает. Я есть Душа.

  ЖИЗНЬ

Как бы усердно и регулярно мы не практиковали различные техники йоги, важно помнить, что духовное самосовершенствование не может ограничиваться ковриком для асан или подушкой для медитации. Все, что мы взращиваем в себе путем практики, должно становиться частью нашей «обыденной» жизни, потому что главное правило состоит именно в отсутствии  обыденности. Вся жизнь – путь, каждое событие – практика, возможность совершенствоваться дальше. Возможность тем большая, чем труднее в сложивших обстоятельствах оставаться йогом J. Как можно чаще возвращайтесь к наблюдению, задаваясь вопросом: «чья это эмоция? Являюсь ли я этой эмоцией? Чья эта усталость? Являюсь ли я телом, которое устало?», стараясь сохранять  непрерывное памятование, о том, что есть Я. С точки зрения гималайской йоги САМОРЕАЛИЗАЦИЯ - это ПЕРЕЖИВАНИЕ собственного Я НА ОПЫТЕ. Желаю вам его достижения!

http://h-yoga.com.ua

АСТРОЛОГ ПРАТИК МИШРАПУРИ

КОНСУЛЬТАЦИИ АСТРОЛОГА ПРАТИКА МИШРАПУРИ в Красноярске! КОНСУЛЬТАЦИИ АСТРОЛОГА ПРАТИКА МИШРАПУРИ! Астролог в 30 поколении из Ришикеша. Его сайт chiefastrologer.com. Имеет научную степень доктора по ведической астрологии и йоге. Дорогие друзья! Рада… Подробнее

Библиотека

Свами Муктананда «Игра Сознания». (1.2Mb)
ДРИК ДРИШЬЯ ВИВЕКА (175.5Kb)
ВИВЕКА ЧУДАМАНИ (192.5Kb)
БЕЗ СУДЬБЫ (564.67Kb)
РАДИКАЛЬНОЕ ПРОЩЕНИЕ (2.82Mb)
КУНДАЛИНИ. КНИГА СВАМИ МУКТАНАНДЫ. (920.27Kb)
БЕСЦЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. (1.35Mb)
Трипура Рахасья. Авадхута Даттатрея. (761.81Kb)
Карма. Свами Вишнудевананда Гири Джи. (559.74Kb)
Свами Венкатесананда «Йога Васиштха» (doc) (3.75Mb)
Собрание лучших произведений Рамана Махарши (2.38Mb)
Рамана Махарши. Будь тем кто ты есть. (2.63Mb)
ЦЕЗАРЬ ТЕРУЭЛЬ. СЛОВА ИЗ ТИШИНЫ. (416.5Kb)
Обязанности мужчины (250.44Kb)
Телегония (pdf) (187.45Kb)
Опыт исцелений целителя Виктора Мороза (329Kb)
Духовность против интеллекта. Стив Павлина. (94.5Kb)
Мотивация для Умных Людей. Стив Павлина. (38Kb)
Причины болезней (1.01Mb)
OM namah shivaya mp3 (4.18Mb)
Четыре благородные истины (37.5Kb)
Мантра Ом Намо Багавате mp3 (6.59Mb)
Виктор Сергеевич Бойко. Йога-искусство коммуникации. (1.28Mb)
Харе Кришна Мантра mp3 (3.85Mb)
Таблица сочетаемости продуктов (38Kb)
ГОРЫ СУНДУКИ (648.5Kb)
книга ЖИЗНЬ В ГИМАЛАЯХ (1.33Mb)
История Кумбха-Мелу! История о пахтании океана-глубинный смысл (60Kb)
Свами Сатчитананда Ганапати (3.04Mb)
Величие сатурна. Роберт Свобода. (3.03Mb)

Навигация

События:   Гималайская йога | Самадхи и Медитация | Базовые техники гималайской йоги | Тренинги ближайшие | Лекции Пайлота Баба Джи | Расписание по йоге | Виза в Индию

Ведущие:   Тренеры | Школы и центры

Проект:   Новости | Публикации | Интервью | Библиотека | Фотоальбом | Полезные упражнения | О проекте | Как разместить информацию | Добавить информацию